Исследования:

Особенности регулирования конфликтных налоговых правоотношений при осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации
Андрей Саркисов


При осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации, в первую очередь, коммерческой деятельности, эта организация – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством другой страны, естественно, становится субъектом налоговых правоотношений, регулируемых российским законодательством о налогах и сборах. Часто правоотношения подобного рода приобретают конфликтный характер в связи со сложными процедурами реализации субъектами своих прав и осуществления обязанностей, особенностями регламентации деятельности иностранных организаций, коллизиями норм права, наличием нерешенных вопросов в правоприменительной практике. Представляется целесообразным, таким образом, уточнить некоторые особенности регулирования подобных конфликтных налоговых правоотношений, в том числе при осуществлении иностранной организацией деятельности так называемого подготовительного и (или) вспомогательного характера.

Известно, что современное российское законодательство в целях налогообложения предусматривает возможность деятельности иностранных юридических лиц через постоянное представительство либо без такового и поэтому детальным образом регламентирует понятие «постоянное представительство».

В соответствии с п. 2 статьи 306 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

- пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Следует отметить, что, в соответствии с п. 2 статьи 11 НК РФ, под обособленным подразделением организации понимается территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение; при этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Кроме того, в соответствии с п. 3 статьи 306 НК РФ, постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение и прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через это отделение.

Поэтому в пункте 2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС РФ от 28 марта 2003г. № БГ-3-23/150, правомерно отмечено, что понятие «постоянное представительство» имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль (и иные налоги и сборы – А.С.) в Российской Федерации.

Эта деятельность должна отвечать признаку регулярности осуществления. В соответствии с пунктом 2.2.1 указанных Методических рекомендаций, соответствие критерию «регулярная деятельность» определяется на основе анализа фактического осуществления деятельности самой иностранной организации или иных организаций или физических лиц в пользу иностранной организации в каждом конкретном случае; при этом единичные факты совершения каких-либо хозяйственных операций в Российской Федерации, например отдельные факты продажи в России принадлежащего иностранной организации на праве собственности недвижимого имущества, не могут рассматриваться как «регулярная деятельность».

Частными случаями постоянного представительства являются пользование недрами и (или) использование других природных ресурсов и строительная площадка.

В первом случае постоянное представительство выявляется через получение лицензии (разрешения), удостоверяющей право на осуществление соответствующей деятельности.

Под строительной площадкой в соответствии со статьей 308 НК РФ понимается:

1) место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);
2) место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.

В перечисленные работы включаются все виды производимых иностранной организацией на этой строительной площадке подготовительных, строительных и (или) монтажных работ, в том числе работ по созданию подъездных путей, коммуникаций, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры, кроме объектов инфраструктуры, изначально создаваемых для иных целей, не связанных с данной строительной площадкой; а также работы, выполняемые субподрядчиками, если иностранная организация – генподрядчик.
Срок выполнения работ не признается квалифицирующим признаком строительной площадки, но даются критерии начала и окончания существования строительной площадки.

Началом существования строительной площадки считается более ранняя из следующих дат: дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ) или дата фактического начала работ.

Окончанием существования стройплощадки является дата подписания заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или предусмотренного договором комплекса работ. В случае, если акт сдачи-приемки не оформлялся или работы фактически окончились после подписания такого акта, строительная площадка считается прекратившей существование (работы субподрядчика считаются законченными) на дату фактического окончания подготовительных, строительных или монтажных работ, входящих в объем работ соответствующего лица на данной стройплощадке.

Не образует постоянного представительства деятельность подготовительного и вспомогательного характера, к которой, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

2) содержание запаса товаров, принадлежащих иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Одним из критериев для квалификации деятельности иностранной организации в Российской Федерации как осуществляемой через постоянное представительство является, как указывалось выше, регулярность ее осуществления. Регулярной, в частности, является деятельность обособленных подразделений иностранных организаций, вставших или обязанных встать на учет в налоговых органах в соответствии с подразделом 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 7.04.2000г. № АП-3-06/124, зарегистрированным в Минюсте России 2.06.2000г. № 2258.

Виды подготовительной и вспомогательной деятельности приведены в пункте 4 статьи 306 НК РФ.

К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

2) содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

При этом соглашением (международным договором России с другим государством) об избежании двойного налогообложения могут быть предусмотрены иные случаи, когда деятельность обособленного подразделения рассматривается как подготовительная или вспомогательная.

Вместе с тем в п. 3 статьи 307 НК РФ указывается, что если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, соответствующую определению постоянного представительства, то в этом случае такая деятельность может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства.

В пункте 2.3 указанных выше Методических рекомендаций даны уточнения по вопросу квалификации деятельности как подготовительной или вспомогательной.

Так, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, соответствующую определению постоянного представительства, то в этом случае такая деятельность может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства. Для того чтобы осуществление иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного или вспомогательного характера не могло рассматриваться как основание для признания образования постоянного представительства, такая деятельность должна осуществляться в пользу самой иностранной организации, а не в пользу иных лиц, а в случае осуществления деятельности в пользу иных лиц она не должна осуществляться на регулярной основе.

«Подготовительный» или «вспомогательный» характер деятельности подразумевает, что по своему содержанию она не может составлять всю или часть основной деятельности. Например, если иностранная организация содержит в Российской Федерации постоянное место деятельности для распространения рекламы, являясь при этом рекламным агентством, то такая деятельность является для данной иностранной организации ее основной (обычной) деятельностью, которая может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

Отдельно указаны факты, сами по себе не приводящие к образованию постоянного представительства:

- факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, иным имуществом на территории Российской Федерации;

- факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон, осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации;
факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в другой организации, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен, а также факт осуществления иностранной организацией операций по ввозу в РФ или вывозу из РФ товаров;

- осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов.

Если, однако, иностранная организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет подобную деятельность через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент), то такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства.

Исключение составляют случаи, когда функции агента выполняет брокер, комиссионер, профессиональный участник российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности (профессиональный посредник). При этом его аффилированный характер по отношению к иностранной организации значения не имеет.

Признание постоянного представительства имеет крайне важное значение применительно к налоговым правоотношениям, так как в этом случае иностранная организация признается самостоятельным налогоплательщиком и уплачивает налог в общем порядке с правом уменьшения его на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли (п. 1 статьи 307 НК РФ).

В противном случае, если деятельность иностранной организации не образует постоянного представительства, налогообложение ее прибыли в Российской Федерации осуществляется через налоговых агентов (российских контрагентов этой организации) без учета понесенных расходов (статья 310 НК РФ) за отдельными исключениями, установленными статьей 309 НК РФ.

С рядом государств Российской Федерацией, как известно, заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, которые, в том числе, определяют рассматриваемое понятие постоянного представительства.

Статья 5 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992г.):

«1. Для целей настоящего Договора термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, являющееся или не являющееся юридическим лицом, осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

2. Термин «постоянное представительство», в частности, включает: а) место управления; b) отделение; c) контору; d) фабрику; e) мастерскую; и f) рудник, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

3. Строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект, или установка, или буровая установка, или судно, используемые для разведки и разработки природных ресурсов, образуют постоянное представительство, если оно продолжается более чем 18 месяцев.

4. Следующие виды деятельности лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве не будут рассматриваться как осуществляемые им в другом Договаривающемся Государстве через постоянное представительство:

а) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих этому лицу;

b) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих этому лицу, исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки;

c) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих этому лицу, исключительно для целей переработки другим лицом;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для этого лица;

e) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей осуществления другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера в интересах этого лица;

f) содержание постоянного места деятельности этим лицом исключительно для целей подготовки к заключению или простого подписания контрактов от имени этого лица относительно займов, или поставки товаров или изделий, или предоставления технических услуг;

g) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации упомянутых видов деятельности.

5. Если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве осуществляет деятельность в другом Договаривающемся Государстве через агента, то считается, что это лицо имеет постоянное представительство в этом другом Государстве в отношении любой деятельности, которую агент осуществляет для этого лица, если агент удовлетворяет каждому из следующих условий:

а) он имеет полномочия заключать контракты в другом Государстве от имени этого лица;

b) он обычно использует эти полномочия;

c) он не является агентом с независимым статусом, и

d) его деятельность не ограничивается видами деятельности, упомянутыми в пункте 4.

6. Считается, что лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве не имеет постоянного представительства в другом Договаривающемся Государстве только в силу того, что оно осуществляет коммерческую деятельность в этом другом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом, при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной коммерческой деятельности.

7. Тот факт, что компания, которая является лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, контролирует или контролируется компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве или осуществляет коммерческую деятельность в этом другом Государстве (через постоянное представительство или иным образом), сам по себе не превращает одну из этих компаний в постоянное представительство другой».

Статья 5 Соглашения между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 28 июня 1993г.):

«1. Для целей Соглашения выражение «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве полностью или частично осуществляет деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

2. Термин «постоянное представительство», в частности, подразумевает: а) место управления; b) отделение; с) контору; d) фабрику; е) мастерскую; f) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

3. Термин «постоянное представительство» подобным образом включает строительную площадку, строительный, монтажный или сборочный объект, или установку, или судно, используемые для разведки и разработки природных ресурсов, или деятельность по техническому надзору, связанную с ними, но только в том случае, когда такая строительная площадка, объект или деятельность осуществляются в течение более чем 12 месяцев.

4. Следующие виды деятельности не рассматриваются как осуществляемые в другом Договаривающемся Государстве через постоянное представительство:

а) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих этому лицу;

b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих этому лицу, исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки;

с) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих этому лицу, исключительно для целей переработки другим лицом;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для этого лица;

е) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера в интересах исключительно этого лица.

5. Если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве осуществляет деятельность в другом Договаривающемся Государстве через агента, то будет считаться, что это лицо имеет постоянное представительство в этом Государстве в отношении любой деятельности, которую этот агент осуществляет в интересах этого лица, если такой агент имеет или обычно пользуется полномочиями в этом Государстве заключать контракты от имени этого лица, он обычно использует эти полномочия и если его деятельность не ограничивается видами деятельности, упомянутыми в пункте 4.

6. Лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве не рассматривается как имеющее постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве, только если оно осуществляет деятельность в этом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом, при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

7. Тот факт, что компания, являющаяся лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, контролирует или контролируется компанией, являющейся лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, или которая осуществляет деятельность в этом другом Государстве (либо через постоянное представительство, либо каким-либо иным образом), сам по себе не превращает одну из этих компаний в постоянное представительство другой».

Статья 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества (Москва, 15 февраля 1994г.).

«1. Для целей настоящей Конвенции термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

2. Термин «постоянное представительство», в частности, включает: а) место управления; b) отделение; с) контору; d) фабрику; е) мастерскую; и f) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

3. Строительная площадка или строительный или монтажный объект образуют постоянное представительство в том случае, когда продолжительность этих работ превышает 12 месяцев.

4. Термин «постоянное представительство» не рассматривается как включающий:

а) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;
b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно в целях хранения, демонстрации или поставки;

с) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей переработки другим предприятием;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;

е) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления любой другой деятельности подготовительного и вспомогательного характера для предприятия;

f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, перечисленных в этом пункте, при условии, что совокупная деятельность постоянного места деятельности, возникшая в результате такой комбинации, имеет подготовительный или вспомогательный характер.

5. Если лицо, иное, чем агент с независимым статусом, действует от имени предприятия и имеет и обычно использует в Договаривающемся Государстве полномочия заключать контракты от имени предприятия, то это предприятие рассматривается как имеющее постоянное представительство в этом Договаривающемся Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо выполняет для предприятия, за исключением, если его деятельность ограничивается той, что упомянута в пункте 4 настоящей статьи, которая, если и осуществляется через постоянное место деятельности, не превращает его в постоянное представительство.

6. Предприятие не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в Договаривающемся Государстве, только если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом Государстве через брокера, комиссионера или другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

7. Тот факт, что компания, являющаяся лицом с постоянным местопребыванием в одном Государстве контролирует или контролируется компанией, являющейся лицом с постоянным местопребыванием в другом Государстве или осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве (либо через постоянное представительство, либо иным образом) сам по себе не превращает одну из этих компаний в постоянное представительство другой».

Статья 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения (Рим, 09 апреля 1996г.).

«1. Для целей настоящей Конвенции термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия.

2. Термин «постоянное представительство», в частности, включает: (а) место управления; (b) отделение; (c) контору; (d) фабрику; (e) мастерскую; (f) шахту, скважину или любое другое место добычи природных ресурсов; (g) строительную площадку или строительный, сборочный или монтажный объект, существующий в течение периода, превышающего 12 месяцев.

3. Считается, что термин «постоянное представительство» не включает:

(а) использование сооружений исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;

(b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки;

(с) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих предприятию исключительно для цели переработки другим предприятием;

(d) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;

(е) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели рекламы, для предоставления информации, для научных исследований или любой другой аналогичной деятельности подготовительного или вспомогательного характера для предприятия.

4. Если лицо, иное чем агент с независимым статусом, осуществляет деятельность в одном Договаривающемся Государстве от имени предприятия другого Договаривающегося Государства, то считается, что оно образует постоянное представительство в первом упомянутом Государстве, если оно имеет и обычно использует в этом Государстве полномочия заключать контракты от имени такого предприятия, за исключением случаев, когда его деятельность ограничивается закупкой товаров или изделий для этого предприятия.

5. Предприятие одного Договаривающегося Государства не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в таком другом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

6. Тот факт, что компания являющаяся резидентом Договаривающегося Государства, контролирует или контролируется компанией, которая является резидентом другого Государства, или которая осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве (через постоянное представительство, либо каким-либо иным образом), сам по себе не превращает любую из этих компаний в постоянное представительство другой».

Статья 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 16 декабря 1996г.).

«1. Для целей настоящего Соглашения термин «постоянное представительство» означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое предприятие одного Государства полностью или частично осуществляет деятельность в другом Государстве.

2. Термин «постоянное представительство», в частности, включает: a) место управления; b) отделение; c) контору; d) фабрику; e) мастерскую и f) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

3. Строительная площадка или строительный или монтажный объект образуют постоянное представительство, только если продолжительность таких работ превышает 12 месяцев.

4. Считается, что термин «постоянное представительство» не включает:

a) использование сооружений исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;

b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки;

c) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели переработки другим предприятием;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации или распространения информации или маркетинга, имеющей подготовительный или вспомогательный характер, для предприятия;

e) создание условий для заключения контрактов (включая процедуру подписания), касающихся кредитов, касающихся поставки товаров или изделий или касающихся предоставления технических услуг;

f) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;

g) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации этих видов деятельности, при условии, что совокупная деятельность, возникшая в результате такой комбинации, имеет подготовительный или вспомогательный характер.

5. Если лицо, иное чем агент с независимым статусом, имеет и обычно использует в полномочия заключать контракты от имени предприятия, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в этом Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, упомянутыми в пункте 4, которые если и осуществляются через постоянное место деятельности, не образуют постоянного представительства в соответствии в положениями этого пункта.

6. Предприятие не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в Договаривающемся Государстве только потому, что оно осуществляет деятельность в этом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

7. Тот факт, что компания, являющаяся резидентом одного Государства, контролирует или контролируется компанией, которая является резидентом другого Государства, или которая осуществляет деятельность в этом другом Государстве (либо через постоянное представительство, либо каким-либо иным образом), сам по себе не превращает одну из этих компаний в постоянное представительство другой».

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никозия, 05 декабря 1998г.):

«1. Термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия одного Государства на территории другого Государства.

2. Термин «постоянное представительство», в частности, включает: а) место управления; b) отделение; с) контору; d) фабрику; е) мастерскую; и f) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

3. Термин «постоянное представительство» также включает строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект или связанную с ними надзорную деятельность, только если такая площадка, объект или деятельность существуют в течение периода, превышающего 12 месяцев.

4. Считается, что термин «постоянное представительство» не включает:

а) использование сооружений исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;
b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки;
с) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели переработки другим предприятием;
d) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;
е) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;
f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов упомянутых деятельности.

5. Если лицо, иное чем агент с независимым статусом, в отношении которого применяется пункт 6, осуществляет деятельность в одном Государстве от имени предприятия другого Государства, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в первом упомянутом Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, если такое лицо имеет и обычно использует в этом Государстве полномочия заключать контракты от имени предприятия, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, упомянутыми в пункте 4, которые, даже если и осуществляются через постоянное место деятельности, не превращают такое постоянное место деятельности в постоянное представительство в соответствии с положениями настоящего пункта.

6. Предприятие одного Государства не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в другом Государстве только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в таком другом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

7. Тот факт, что компания, являющаяся резидентом одного Государства, контролирует или контролируется компанией, которая является резидентом другого Договаривающегося Государства или которая осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве (либо через постоянное представительство, либо каким-то иным образом), сам по себе не означает, что любая такая компания становится постоянным представительством другой».

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 13 апреля 2000г.):

«1. Термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия.

2. Термин «постоянное представительство», в частности, включает: a) место управления; b) отделение; c) контору; d) фабрику; e) мастерскую; и f) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов…

4. Считается, что термин «постоянное представительство» не включает:

a) использование сооружений исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;
b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки;
c) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели переработки другим предприятием;
d) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;
e) содержание постоянного места деятельности исключительно для проведения любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера для предприятия;
f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации упомянутых видов деятельности, при условии, что совокупная деятельность, имеет подготовительный или вспомогательный характер.

5. Если лицо, иное чем агент с независимым статусом, о котором говорится в пункте 6, осуществляет деятельность от имени предприятия и имеет и обычно использует в Государстве полномочия заключать контракты от имени предприятия, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в этом Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, упомянутыми в пункте 4, которые, даже если и осуществляются через постоянное место деятельности, не превращают это постоянное место деятельности в постоянное представительство в соответствии с положениями этого пункта.

6. Предприятие не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в Договаривающемся Государстве только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

Правовые конструкции постоянного представительства этих Соглашений по существу совпадают и включают обозначение рода деятельности, через который оно выявляется; обозначение рода деятельности, где оно не может быть выявлено; указание, что представительство отсутствует при совершении сделок через профессиональных посредников, а также при взаимной аффилированности с юридическим лицом Договаривающейся Стороны.

Следует, однако, отметить отдельные принципиальные различия.

Соглашения с США и Люксембургом указывают на постоянное представительство лиц (очевидно, охватывающих как физических, так и юридических лиц), в то время как Соглашения с остальными государствами ведут речь о представительствах предприятий (понятие этого термина неоднозначно, в отдельных случаях во внутреннем российском законодательстве он толкуется как синоним юридического лица).

В статье 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов указывается, что этим термином охватывается предпринимательская деятельность любого лица (предпринимательская деятельность, осуществляемая резидентом одного либо другого Государства), однако такого уточнения нет в Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Конвенции между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики, Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр, Конвенции между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики, где под этим термином понимается предприятие, управляемое лицом с постоянным местопребыванием в одном либо в другом Договаривающемся Государстве.

Строительная площадка или монтажный объект образуют постоянное представительство лишь при осуществлении деятельности в период более 12 месяцев, за исключением Соглашения с США, где указан более продолжительный срок – 18 месяцев.

Рассмотрим, каким образом по указанным международным договорам облагается налогом прибыль лица, имеющего постоянное представительство в другом государстве.

П. 1 статьи 6 Договора между РФ и США:

«прибыль лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве облагается налогом только в этом Государстве, если только это лицо с постоянным местопребыванием не осуществляет или не осуществляло коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство. Если лицо с постоянным местопребыванием осуществляет или осуществляло коммерческую деятельность, как указано выше, прибыль лица с постоянным местопребыванием может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к имуществу или к деятельности такого постоянного представительства».

П. 1 статьи 7 Соглашения между РФ и Великим Герцогством Люксембург:


«прибыль лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве облагается налогом только в этом Государстве, если только такое лицо не осуществляет производственную и коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если лицо осуществляет производственную и коммерческую деятельность через постоянное представительство, то его прибыль может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству».

П. 1 статьи 7 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

«прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, то его прибыль может облагаться налогом в другом Государстве только в части, которая относится к этому постоянному представительству».

П. 1 статьи 7 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Италии:

«прибыль предприятия одного Государства облагается налогом только в этом Государстве, если это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству».

П. 1 статьи 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Нидерландов:

«прибыль предприятия одного Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет деятельность в другом Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет деятельность как сказано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству».

П. 1 статьи 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Кипра:

«прибыль предприятия Договаривающегося Государства подлежит налогообложению только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству».

П. 1 статьи 7 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Австрии:

«прибыль предприятия одного Государства подлежит налогообложению только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность как сказано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству».

Таким образом, юридический смысл понятия постоянного представительства применительно к налоговым правоотношениям заключается в принципиальной возможности налогообложения его прибыли по месту нахождения с изъятием прибыли от налогообложения в месте регистрации самого налогоплательщика как субъекта гражданского права.

Во всех остальных случаях налогообложение этой прибыли осуществляется по месту регистрации налогоплательщика, а не по месту получения дохода.

Наличие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации может быть признано не только в связи с осуществлением деятельности самой этой иностранной организацией, но и в связи с деятельностью иного лица (организации или физического лица). Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 306 НК РФ иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам постоянного представительства, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий (в частности, цену контракта, условия поставки) от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для иностранной организации (зависимый агент).

Таким образом, для того, чтобы деятельность лица, представляющего интересы иностранной организации в Российской Федерации, могла быть отнесена к деятельности постоянного представительства иностранной организации, необходимо наличие в совокупности следующих признаков. Во-первых, такая деятельность (т.е. деятельность через иное конкретное лицо) иностранной организации должна отвечать признакам постоянного представительства, т.е. осуществляться регулярно, иметь предпринимательский характер при наличии места ее осуществления. Во-вторых, лицо, представляющее интересы иностранной организации в Российской Федерации, должно действовать от имени этой иностранной организации, иметь и регулярно использовать полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий, и при этом такая его деятельность в интересах иностранной организации не должна являться его основной (обычной) деятельностью.

Вместе с тем иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Взаимозависимое (как оно определено в статье 20 НК РФ) с иностранной организацией лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, при отсутствии признаков зависимого агента также не рассматривается как постоянное представительство этой иностранной организации в Российской Федерации. Например, дочерняя компания иностранной организации, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может рассматриваться как постоянное представительство своей основной (материнской) компании, несмотря на то что деятельность дочерней компании осуществляется под общим руководством материнской компании. Тем не менее такая дочерняя компания может являться постоянным представительством материнской компании, если она в силу договорных отношений с материнской компанией имеет и регулярно использует полномочия на осуществление других видов деятельности от ее имени и обладает всеми другими признаками зависимого агента.

Резюмируя изложенное, можно сделать заключение, что осуществление иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и/или вспомогательного характера не будет приводить к образованию постоянного представительства, если такая деятельность:

1.Осуществляться в пользу самой иностранной организации, а не в пользу иных лиц, а в случае осуществления деятельности в пользу иных лиц она не должна осуществляться на регулярной основе.
2.Осуществляется через любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.
3.Не является предпринимательской или осуществляется на не регулярной основе.

Важно, на наш взгляд, коснуться и других видов налоговых правоотношений.

Так, постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через отделения, предусмотрена в подразделе 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций.

В случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.

Если период деятельности иностранной организации не превышает 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то учет такой организации осуществляется в соответствии с разделом 4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций путем направления иностранной организацией уведомлений соответственно по формам 2503И и 2503М.

Постановка на учет должна быть произведена не позднее 30 дней с момента начала осуществления деятельности (пункт 2.1.1. Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).

Следует обратить внимание, что постановка иностранной организации на учет, в соответствии с этим пунктом, должна быть произведена вне зависимости от того, приведет ли деятельность иностранной организации через это отделение к образованию постоянного представительства или нет.

Этот вывод следует непосредственно из пункта 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, согласно которому иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

В связи с этим любые отделения иностранной организации (филиалы, представительства, другие обособленные подразделения), созданные на территории Российской Федерации, осуществляющее деятельность продолжительностью более 30 календарных дней в году, не приводящую к образованию постоянного представительства для целей налогообложения (например, операции подготовительного и вспомогательного характера), обязаны встать на учет налоговом органе по месту осуществления деятельности, а в случае осуществления деятельности продолжительностью не более 30 календарных дней в году, уведомить налоговый орган по соответственно по формам 2503И и 2503М.

Для осуществления постановки на учет в налоговом органе Российской Федерации иностранной организации, осуществляющей или намеревающейся осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, в налоговый орган представляются следующие документы:

1.Заявление о постановке на учет по форме 2001И;


2.Документы, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, - легализованные выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащий информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и тому подобное), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке;


3.Справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);


4.Решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;


5.Доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

Документы, предусмотренные Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке (пункт 1.8 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).

Полный пакет указанных документов иностранной организации необходимо представить в налоговый орган по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

При постановке на учет налоговый орган присваивает иностранной организации ИНН и КПП и выдает свидетельство по форме 2401ИМД. В данном случае, КПП будет отражать, что постановка на учет произведена в связи с открытием первого в Российской Федерации отделения иностранной организации.

Перечень документов, указанный в пункте 2.1.1.1. Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, необходимых для постановки на учет иностранных организаций, является исчерпывающим. Более того, Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций содержит специальный пункт 1.7, направленный на защиту прав налогоплательщиков, который запрещает требование налоговыми органами для постановки на учет (и снятия с учета) предоставления дополнительных документов, не предусмотренных Положением.

Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах в Российской Федерации, на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций. В каждом таком налоговом органе иностранная организация обязана встать на учет (пункт 2.1.1.2. Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).

В том случае, если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, она представляет следующие документы:

- Заявление о постановке на учет по форме 2001И;


- Решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;


- Доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;


- Копию Свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет в соответствии с пунктом 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, заверенную в установленном порядке.

В этом случае, при постановке на учет налоговый орган присваивает иностранной организации ИНН и КПП и выдает свидетельство по форме 2401ИМД.

Следует подчеркнуть, что иностранная организация подлежит постановке на учет в каждом налоговом органе, если она ведет деятельность через отделение на территории подконтрольной данному налоговому органу. Данная обязанность не ставится в зависимость от вида деятельности, осуществляемой отделениями иностранной организации характера их взаимосвязи.

Например, указанное требование Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций распространяется без исключений на иностранные организации, которые осуществляют деятельности через несколько отделений в рамках единого технологического процесса. Ошибочно полагать, что постановка на учет каждого их таких отделений не требуется на том основании, что для таких отделений иностранных организаций, участвующих в едином технологическом процессе, в пункте 4 статьи 307 НК РФ предусмотрена возможность расчета налогооблагаемой прибыли в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям).

В случае, если на территории этой же налоговой инспекции иностранная организация будет осуществлять деятельность еще в нескольких местах, пунктом 2.1.1.3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций предусмотрена упрощенная процедура постановки на учет, что позволяет избежать повторного представления иностранной организацией учредительных и прочих документов из-за границы и облегчает постановку на налоговый учет.

В этом случае иностранная организация информирует налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения по форме 2301И.

При этом ИНН, присвоенный данной иностранной организации при постановке на учет в данном налоговом органе, остается единым для всех ее отделений, находящихся на территории, подконтрольной данному налоговому органу. Меняться будет лишь КПП (отражающий последовательно учет всех обособленных подразделений иностранной организации на указанной территории), о чем налоговый орган проинформирует иностранную организацию.

В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной организации налоговый орган выдает ей информационное письмо по форме 2201И с указанием соответствующего КПП.

Иностранные лица, состоящие на налоговом учете, рассчитывают и уплачивают налог на добавленную стоимость (НДС) в порядке, действующем для налоговых резидентов РФ.

Иностранные лица, не состоящие на налоговом учете, рассчитывают и уплачивают НДС: при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Единственной специальной льготой, установленной для граждан и аккредитованных представительств иностранных юридических лиц, является освобождение от НДС арендной платы при сдаче им в аренду служебных и жилых помещений в случае, если их национальным законодательством установлена аналогичная льгота в отношении граждан и юридических лиц РФ либо если эта льгота предусмотрена в международных договорах с участием РФ.

Налоговая база налога на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества по каждому объекту, признаваемому объектом налогообложения (ст. 375 НК РФ).В соответствии со статьей 374 НК РФ объектами налогообложения являются:

- движимое имущество, относящееся к объектам основных средств (для иностранных организаций осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства);

- недвижимое имущество, принадлежащее иностранным организациям на праве собственности и находящееся на рерритории РФ.

Если на иностранную организацию распространяются положения международного договора (соглашения) Российской Федерации, регулирующего вопросы налогообложения, то при получении дохода от источников в Российской Федерации такая организация может претендовать на освобождение от налога, уплату налога по пониженным ставкам или на возврат излишне удержанного налога в следующем порядке:

1. Освобождение от удержания налогов у источника выплаты или удержание налога по пониженным ставкам.

Применяется, если иностранная организация предоставит налоговому агенту до даты выплаты дохода подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение). Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответсвующего государства.

2. Возврат иностранной организации излишне удержанного налога.


Применяется, если иностранная организация не предоставила налоговому агенту подтверждение своего местанахождения и налог был удержан источником выплат.
В этом случае иностранная организация в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход, представляет в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента, удержавшего налог, следующие документы:

- заявление по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов;


- подтверждение того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор(соглашение), заверенное компетентным органом иностранного государства;


- копии договора, в соответствии с которым выплачивался доход, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога в бюджет. Если эти документы составлены на иностранном языке, налоговый орган вправе потребовать их перевода на русский язык. Нотариального заверения документов и их перевода на русский язык не требуется. Требование каких-либо иных, кроме вышеперечисленных, документов не допускается.

Возврат излишне удержанного (и уплаченного) налога осуществляется в той валюте, в которой этот налог был удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом, в месячный срок со дня подачи перечисленных документов.

Таким образом, рассмотрена значительная часть налоговых правоотношений с участием иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Знание особенностей регулирования таких правоотношений и применение этого знания в целях предотвращения возможных конфликтов будет способствовать сохранению баланса интересов сторон и, в конечном счете, послужит экономическому развитию России.