Практика:

Об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан
Наталья Исаева


В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее – Закон об обжаловании) устанавливает, что «каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы».

Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» внес существенные изменения и дополнения в указанный законодательный акт. Этот Закон расширил круг органов и лиц, решения и действия которых могут быть обжалованы в суд. К таким субъектам стали теперь относиться и государственные служащие, с которыми граждане имеют наиболее частые конфликты. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственные служащие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина и человека. Данный закон в качестве принципа государственной службы устанавливает ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.

Действие положений Закона от 27 апреля 1993 г. в отношении государственных служащих распространено также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

Российский закон впервые заостряет внимание на неравнозначности понятий «действие» и «решение». Обжалуя в суд нормативный или индивидуальный акт, гражданин заявляет о своем несогласии с ним, требует признать его незаконным. В том случае в обжалуемом акте (решении) выражены действия органа, его принявшего, которые не удовлетворяют гражданина. Однако ставить знак равенства между действиями и решениями органа не всегда правильно. На практике часто права гражданина нарушаются действиями органа, должностного лица, государственного служащего без издания ими какого-либо акта, принятия (должностных лиц) могут быть выражены и в бездействии, а также в молчаливом отказе издать акт. В любом из этих случаев, если нарушены права и свободы гражданина, он имеет право обратиться в суд.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, на основании ст. 2 Закона об обжаловании относятся «коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:

                * нарушены права и свободы гражданина;
                * созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
         * незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности».

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных лиц и органов, если оно повлекло за собой перечисленные выше последствия (например, в случае отказа должностных лиц принять соответствующий административный акт).

При решении вопроса о том, подпадает ли то или иное лицо под признаки понятия «должностное лицо», необходимо руководствоваться примечанием к ст. 285 УК РФ, в котором «должностными» признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Если же необходимо выяснить, является ли лицо государственным или муниципальным служащим, целесообразно проанализировать положения Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» (и соответствующих законов субъектов Российской Федерации) и Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (и соответствующих законов субъектов Российской Федерации); принять во внимание должности, занимаемые этими лицами.

Закон об обжаловании устанавливает пределы своего действия, значительно расширяя сферу судебного контроля за исполнительной властью. Общее правило состоит в том, что в соответствии со ст. 3 «Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

                * действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ;
                * действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования».

 Общее право жалобы, которым наделяются все граждане без исключения, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подразделено на два вида:

                а) право на административное обжалование (в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию);
                б) право на судебное обжалование.

Союзное законодательство требовало, чтобы до обращения в суд гражданин вначале использовал административный канал обжалования. Это осложняло процедуру судебного обжалования.

Вместе с тем, часть 2 ст. 4 Закона об обжаловании не исключает право гражданина сначала использовать административный канал обжалования. В этом случае соответствующий орган (должностное лицо) должны рассмотреть жалобу в срок до 1 месяца. В том случае, если ответ не удовлетворяет гражданина, либо вообще не последовало ответа (что приравнивается к молчаливому отказу), гражданин может обратиться с жалобой в суд.

Закон об обжаловании (ст.4) устанавливает альтернативную подсудность жалобы: гражданин может подать ее либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), чьи действия обжалуются, либо в суд по месту своего жительства.

Статья 5 Закона об обжаловании устанавливает предельные сроки обращения с жалобой в общий суд. Если гражданин обращается в суд непосредственно, минуя административный канал обжалования, то в этом случае он должен подать жалобу в течение «трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его права». Если же гражданин вначале использовал административный канал обжалования, то в этой ситуации «срок в один месяц будет исчисляться со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении его жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданину не был дан на нее письменный ответ», что приравнивается к молчаливому отказу.

Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос и об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. Конкретизируя ответственность государственных служащих, часть 6 ст. 7 Закона об обжаловании наделяет суд правом определить меру их ответственности вплоть до представления об увольнении с государственной службы, руководствуясь при этом Законом РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими законодательными актами.

По смыслу Закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение.

При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить это решение вообще. Такое право Законом не предусмотрено.

Нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы граждан могут быть признаны недействующими в соответствии со ст. 251-253 ГПК РФ.

Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ Конституционный Суд РФ по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и по запросам судов проверяет конституционность самого закона, применяемого в конкретном деле. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными  утрачивают силу. Нормативные акты не могут быть обжалованы в арбитражном суде.

К нормативным актам относятся акты, устанавливающие правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Требование о признании незаконным оспариваемого акта, отвечающего признакам нормативного, вне зависимости от того, кем оно было заявлено (физическим или юридическим лицом, или гражданином, имеющим статус индивидуального предпринимателя), рассматривается в суде общей юрисдикции.

Российской Конституцией предусмотрено наличие института Уполномоченного по правам человека, который рассматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, в которых гражданами усматривается нарушение их прав. Порядок рассмотрения таких жалоб специфичен и предусмотрен Федеральным Конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ. Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобу только в том случае, если заявитель уже обжаловал соответствующее решение в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по жалобе.

Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод, или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Существуют определенные реквизиты жалобы, которые должны быть учтены при ее составлении и подаче. Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять ее к рассмотрению, передать жалобу органу или должностному лицу, имеющему право разрешить жалобу, отказать в принятии жалобы.

Уполномоченный, выявив нарушение прав и свобод гражданина, принимает меры к их восстановлению.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации, закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях, в том числе и жалобах граждан, а также некоторыми другими законодательными актами.

Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса гражданина, как лица, выполняющего те или иные социальные функции, являющегося участником трудовых, юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным кодексами, законодательством о труде, об административных правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими особенности дисциплинарной ответственности  определенных категорий лиц и т.д.

Как исключение специальное право обжалование военнослужащих закреплено Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. Военнослужащие вправе на основании этого Закона обращаться в военные суды с жалобами на действия органов военного управления и воинских должностных лиц, что еще несколько лет назад казалось невозможным. Подавляющая часть таких жалоб связана с несвоевременной выплатой зарплаты, т.е. денежного и вещевого довольствия, с отказами органов местного самоуправления в предоставлении жилья и других положенных льгот.

 Конституция провозгласила, что Россия есть демократическое, правовое государство, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства.

 К сожалению, большая часть населения России обладает низкой правовой культурой, не знает своих прав и не может отстоять их в суде.