Исследования:

Партнерский договор – инструмент в механизме распределения убытков и прибыли адвокатского бюро
Николай Проняев


Партнерский договор неоднократно становился предметом исследования юристов. Преимущественно на основании анализа его существенных условий ученые-правоведы сделали вывод о его близости по юридической природе к договору простого товарищества 1. В то же время судебная практика арбитражных судов, в частности, Арбитражного суда города Москвы показывает, что партнерский договор часто рассматривался как учредительный документ 2. Сущности партнерского договора, а также его тесной взаимосвязи с юридическим лицом в форме адвокатского бюро должным образом объяснить так и не удается. Такой вопрос должен стать предметом отдельного глубокого научного исследования.

На наш взгляд, партнерский договор не может относиться к учредительным документам адвокатского бюро, что, прежде всего, подтверждается нормой п. 3 ст. 23 ФЗ № 63, в которой говорится: «Партнерский договор является документом, который содержит конфиденциальную информацию, и не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро».

Не стоит также считать его разновидностью договора простого товарищества. Безусловно, формулировки «соединить усилия адвокатов-партнеров» и «соединить свои вклады», «совместно действовать», имеют схожее значение. Тем не менее, юридическая природа партнерского договора иная.

На наш взгляд, партнерский договор является уникальным инструментом в руках адвокатов-партнеров, который направлен исключительно на регулирование правоотношений, возникающих в процессе осуществления адвокатской деятельности. Данный договор позволяет решить те вопросы, которые остались за рамками правовой регламентации нормативно-правовых актов, а также учредительных документов адвокатского бюро. К ним относится и вопрос распределения убытков и прибыли внутри бюро. Система распределения убытков и прибыли является одним из главных отличий адвокатского бюро от иных форм адвокатских объединений. Другие формы адвокатских образований не основаны на партнерских отношениях и такой системы просто не имеют.

Объединяясь в адвокатское бюро с целью оказания лицам квалифицированной юридической помощи, адвокаты-партнеры должны помнить еще и о том, что обеспечение деятельности адвокатского бюро полностью ложится на их плечи.

Механизм распределения убытков и прибыли имеет большое значение при осуществлении адвокатской деятельности. Он позволяет не только обеспечивать функционирование адвокатского бюро, но и разрешать вопросы, возникающие у адвокатов-партнеров в отношении обязательств по возмещению убытков в случае невыполнения или ненадлежащего исполнения договоров, а также при выходе адвоката из адвокатского бюро либо прекращения его деятельности.

Из норм статей 22 и 23 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» (далее ФЗ «Об адвокатской деятельности») обязательными документами при создании адвокатского бюро являются его Устав и Учредительный договор. Ни тот, ни другой документ не должен содержать информацию о распределении доходов внутри организации и не регулирует вопросы несения убытков.

В уставе создаваемой организации должны быть указаны источники образования имущества юридического лица и основные направления его использования 3. Можно предположить, что одним из источников образования имущества адвокатского бюро будет являться доход, полученный в качестве вознаграждения адвокатом-партнером от доверителя по соглашению об оказании юридической помощи. В соответствии с п. 6 ст. 25 ФЗ «Об адвокатской деятельности» такое вознаграждение перечисляется на расчетный счет адвокатского бюро. Указав на этот источник образования имущества в уставе бюро можно прописать способы и направления его использования: распределение между адвокатами-партнерами.

Согласно ст. 321 ГК РФ каждый из нескольких должников одного обязательства должен исполнить обязательство в равной доле с другими, поскольку из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное.

 Однако адвокатами-партнерами, заключившими от имени своего представителя соглашение об оказании юридических услуг, юридическая услуга не может быть оказана в равной степени по ряду объективных причин. Такой причиной может стать занятость адвоката-партнера в ведении другого дела, его специализация по правовым вопросам.

Тем не менее, полученный от исполнения обязательства остаток дохода, не потраченный на цели адвокатского бюро, будет распределен между адвокатами-партнерами. Возникает вопрос: можно ли справедливо распределить вознаграждение за исполнение поручения между всеми адвокатами-партнерами, если его исполнением занимались не все, и как это сделать?

Такую возможность адвокатам-партнерам предоставляет заключенный между ними партнерский договор. В статье 23 ФЗ «Об адвокатской деятельности» содержится перечень существенных условий партнерского договора:

- срок действия партнерского договора;

- порядок принятия партнерами решений;

- порядок избрания управляющего партнера и его компетенции;

- иные существеннее условия.

Перечень не закрыт, что позволяет нам самостоятельно прописать в тексте договора основные принципы распределения прибыли, а также принципы несения ответственности за убытки при нарушении условий или невыполнении соглашения об оказании юридической помощи.

Наиболее удачным нам представляется следующий механизм распределения дохода. Объединение в конце каждого месяца или иного периода остатков дохода, полученного в виде вознаграждений за оказание юридических услуг. Распределение этого дохода между адвокатами-партнерами в равных долях, либо иных заранее оговоренных пропорциях в соответствии с партнерским договором. Предполагается, что каждый из адвокатов-партнеров на момент распределения вознаграждения приложил свои усилия в виде оказания юридической помощи. Более того, в случае возникновения обязательств у адвокатов-партнеров перед доверителем за невыполнение соглашения об оказании юридической помощи, с адвоката (или нескольких адвокатов-партнеров), по чьей вине возникло обязательство, может быть удержано вознаграждение в части, покрывающей данное обязательство.

Данная система распределения прибыли и убытков полностью соответствует принципам гражданского права, нормам Гражданского кодекса и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». На данном примере хорошо видно, что партнерский договор играет важнейшую роль в регулировании отношений, возникающих между адвокатами при осуществлении совместной адвокатской деятельности.

1.Ем В. С., Козлова Н. В. Правовые формы организации адвокатской деятельности // Законодательство. -  М., 2003 г.

2.Постановление от 17 мая 2004 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-45007/03-121-498; Постановление от 8 апреля 2004 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-2160/04-120-27.

3. Абз. 4, п. 5, ст. 22 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» № 63-ФЗ