Практика:

Экономическая независимость адвоката
Николай Проняев


            Адвокатская деятельность в соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» от 31 мая . (далее Закон об адвокатской деятельности) не является предпринимательской, а осуществляется в целях защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц специальными субъектами на основании их профессионального признака. Такими субъектами могут быть только адвокаты – лица, получившие в установленном Законом об адвокатской деятельности порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

            Процесс осуществления защиты прав и свобод чрезвычайно важен для российского гражданского общества. В подтверждение этому существует ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Статьей 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ) подразумевает право лица на помощь, оказываемую специалистом, имеющим необходимые познания в области юриспруденции, позволяющие эффективно защищать свои права и свободы. Наличие юридического образования у такого человека не всегда достаточно и не является решающим фактором при определении его способности предоставлять юридические услуги. Государством предписан ряд других критериев. Например, в рамках уголовного процесса в соответствии со ст. 49 УПК РФ в качестве защитников допускаются лица, имеющие статус адвоката.

            Мы видим, что, с точки зрения государства, адвокату доверено очень важное дело. Только адвокату закон разрешает осуществлять адвокатскую деятельность.

            Отводя столь значимую роль адвокатскому сообществу, государство также устанавливает особенный правовой статус адвоката, сформулированный  в п. 1 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности. В чем же его специфика?

            В соответствии с данной статьей адвокатом является независимый от органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и иных лиц профессиональный советник по правовым вопросам. Адвокатура не входит в систему органов государственной власти.

            Впрочем, стоит отметить, что принцип независимости встречается и в государственном аппарате, например, при определении правового положения судей. Он закреплен в п. 4 ст. 1 Закона «О статусе судей в РФ» № 3132-I от 26 июня 1992 г.: «В своей деятельности по осуществлению правосудия они (судьи) никому не подотчетны». Указанную норму мы толкуем следующим образом: судьи независимы в своей деятельности по осуществлению правосудия и подчиняются только закону. Общими для адвоката и судьи являются запреты занимать государственные должности и осуществлять трудовую деятельность, за исключением научной, преподавательской или иной творческой.

            Адвокат сам вправе выбирать форму адвокатского образования и место осуществления своей профессиональной деятельности. Это право он широко использует.

Исключительным статус адвоката делает право совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования. Данная возможность делает правовое положение адвоката уникальным. Адвокатура не только не входит в систему органов государственной власти, но создает собственную систему адвокатских образований. Не менее удивительно и то, что большинство таких адвокатских образований являются юридическими лицами.

            Возможность учреждать юридическое лицо делает адвоката непосредственным участником экономических и правовых отношений, связанных с оказанием юридических услуг, дополняя его компетенцию правом быть учредителем, а значит, с точки зрения гражданского законодательства, участвовать в управлении этим лицом1. Несмотря на то, что юридическое лицо является самостоятельным участником правоотношений, сохраняется неразрывная связь между ним и его учредителями. При помощи этой связи адвокат получает дополнительную, наряду с имеющимися у него возможностями, способность вступать во множество различных правоотношений.

            Следствием такого правового положения адвоката является его экономическая самостоятельность. По мнению О.Н. Ануфриевой, именно экономическая самостоятельность адвокатуры – это один из важнейших факторов, который, прежде всего, обеспечивает эффективную адвокатскую деятельность по предоставлению лицам квалифицированной юридической помощи 2. Возможность адвоката быть участником экономических отношений сегодня компенсирует неспособность государства в ближайшей перспективе материально обеспечивать функции адвокатуры. В частности, оказание бесплатной юридической помощи населению в случаях, предусмотренных законодательством, является по Конституции РФ обязанностью государства, однако целиком реализуется за счет негосударственной организации адвокатуры.

            В том числе и выполнение данной обязанности делает нападки людей, считающих самофинансирование адвокатской деятельности получением доходов и осуществлением предпринимательской деятельности, по меньшей мере, необъективными.

            На наш взгляд, способность адвоката становиться участником экономических отношений посредством учреждения юридического лица с точки зрения экономических реалий вполне оправдана. Тем более что речь не идет об экономических отношениях с целью получения прибыли. В  соответствии с законом мы говорим о деятельности адвокатов в некоммерческих партнерствах 3 и адвокатских кабинетах 4. При этом единственной целью существования адвокатских образований является оказание содействия адвокату в выполнении последним своей основной функции - квалифицированной юридической помощи населению.

            Благодаря такому устройству экономическая независимость, как принцип оказания адвокатом правовых услуг, имеет собственный оттенок и собственное звучание.

           

            1.Гражданское право: Учебник: В 2 т. /Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. Т. 1. С. 103

            2.Ануфриева О.Н. Правовые проблемы экономических отношений в сфере адвокатуры. //Юстиция. – М. 2005 г. С. 85.


            3.П. 18 Ст. 22 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31 мая 2002 г.


            4. Ст. 21 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31 мая 2002 г.