Практика:

Законодательное упрощение процедуры привлечения и использования иностранных работников
Николай Проняев


В 2007 году правовое регулирование оформления трудовой деятельности иностранных граждан прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, претерпело существенные изменения.

В силу положений Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», вступившем в силу с 15.01.2007 г., трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в рамках безвизового режима, определяется статьями 13.1 и 18.1 закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Закон устанавливал лишь общее правило, в соответствии с которым работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии Разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

В исполнение Постановления Правительства РФ  N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации" разрешение на привлечение и использование иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, выдается Федеральной миграционной службой при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами занятости населения. Указанное заключение Министерства труда и социального развития должно содержать обоснование целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы. Что в купе с очень серьезными штрафными санкциями за несоблюдение миграционного законодательства, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях, делало процедуру приема на работу иностранных граждан крайне проблематичной.

Вероятно в этой связи, вступившие в силу в 2007 году изменения в части п.9.ст.13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ввели исключение из общего правила, установив упрощенный порядок приема на работу иностранных граждан прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Суть указанных нововведений заключается в следующем - работодатели вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. В этом случае наличие заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами занятости  населения, не требуется.

                Форма и порядок данного уведомительного режима устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. N 798 "Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы".

Итак, работодатель, заключивший трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, обязаны в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения уведомить об этом:

-территориальный орган Федеральной миграционной службы,

-орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (например: Управление государственной службы занятости населения г.Москвы).

 В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, прибывшем в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, с которым работодатель заключил трудовой и (или) гражданско-правовой договор. В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие строки. Уведомление представляется работодателем непосредственно или по почте заказным письмом.

Полученное уведомление регистрируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органом исполнительной власти, ведающим вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

При этом работодатели не должны забывать, что существует законодательно установленный список категорий иностранных граждан, на которых указанные выше правила не распространяются вовсе. К ним относятся иностранные граждане:

1) постоянно проживающие в Российской Федерации;

2) временно проживающие в РФ;

3) являющиеся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющиеся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющиеся журналистами, аккредитованными в России;

6) обучающиеся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющие работы (оказывающие услуги) в течение каникул;

7) обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенные в Россию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Но существует любопытное примечание, лишенное логического обоснования. Звучит оно так: Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется.